Про бакалавров и магистров в нашей стране говорят уже не первый год. Все началось с того, что еще в 2003-м Россия вступила в Болонскую конвенцию. Напомним: это соглашение о том, что дипломы вузов будут признаваться во всех странах, подписавших конвенцию. Другими словами, на территории четырех десятков государств, ратифицировавших Болонскую конвенцию, создается единое образовательное пространство.

Целесообразность введения у нас многоступенчатой системы высшего образования обсуждал Кабинет министров и все-таки утвердил законопроект, представленный Министерством образования и науки. После того как система заработает, наши ребята смогут без проблем поступать в европейские университеты или устраиваться на работу в западные компании. Именно для этого отечественные вузы и пытаются перевести на двухуровневую, давно проверенную за рубежом систему — бакалавриат и магистратуру. К тому же, обещают идейные вдохновители проекта, у молодых людей появится реальный выбор — как, чему и сколько учиться.

Больше вариантов

Бакалавриат — это полноценное высшее образование, но учеба заточена на то, чтобы поставлять на рынок труда грамотных специалистов. Студент в течение 4 лет получает общие навыки по выбранной специальности. А тонкости профессии осваивает уже непосредственно в компании или на дополнительных курсах.

Подготовка магистров — более фундаментальная. Она рассчитана на молодых людей, которые мечтают стать учеными или преподавателями. И дополнительные два года учебы как раз и помогут им углубить узкоспециальные знания.

Кстати, помимо этой схемы учебы (11-й класс школы — бакалавриат — магистратура), есть и другие. Например, подросток может после 9-го класса поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра парню или девушке придется учиться уже не четыре, а три года.

Привычная для России модель образования (11 лет школы, 5 лет вуза и диплом специалиста в итоге) уже давно не соответствует ни времени, ни запросам работодателей. Правда, это не значит, что так называемый «специалитет» вымрет полностью. Эту форму подготовки решили оставить в медицинских, военных и инженерных вузах.

Для примера: только 25 процентов новоиспеченных обладателей корочек институтов и университетов устраиваются работать по специальности. Почему? А дело в том, что уровень их подготовки не соответствует тому, что нужно уметь, чтобы работать в офисе или на промышленном предприятии.

— У нас ведь как принято: после школы родители определили ребенка в вуз, а через 5 лет молодой человек вдруг понимает, что профессия ему не нравится, — рассуждает начальник отдела профессионального образования Департамента государственной политики в образовании Нэлли РОЗИНА. — Приходится переквалифицироваться, тратить время, деньги. Если же сначала выпускник школы пойдет учиться на бакалавра (где по сравнению с программой подготовки специалиста получит более общее образование), то после окончания вуза сам сможет выбрать: идти работать или учиться дальше — заниматься научными исследованиями, писать диссертацию и т. д. К тому же бакалавру совсем необязательно сразу поступать в магистратуру: сначала он сможет спокойно попробовать себя на рынке труда, выбрать интересное для себя направление, а потом снова сесть за парту.

Недоучившиеся студенты?

Казалось бы, многоуровневое образование — проект во всех отношениях чудесный. Но почему же тогда у него так много противников?

Есть мнение, что бакалавры — это, попросту говоря, «недоучки». Но по всем программам, подготовленным Минобрнауки, бакалавриат является полноценным высшим образованием. Более того, многие передовые вузы, не дожидаясь появления закона, давно перешли на новую систему подготовки специалистов. Это неплохо удалось МГИМО, Бауманке, РУДН, Санкт-Петербургскому госуниверситету, Высшей школе экономики и другим.

— По нашим данным, — комментирует Нэлли Розина, — лицензии на подготовку бакалавров имеют около 50 процентов государственных и частных вузов. А вот выпускников с такими дипломами пока гораздо меньше — всего около 3 процентов от общего числа обладателей корочек вузов.

Есть и другие сложности. Многие работодатели до сих пор считают бакалавров «диковинными зверушками» и с опаской приглашают на собеседования. Большинство мам и пап нынешних и будущих студентов твердо уверены: реформу придумали только для того, чтобы выкачивать с них деньги на получение степени магистра.

Определенная доля правды в этом мнении есть, ведь мест в магистратуре гораздо меньше, чем в бакалавриате. И продолжать обучение, естественно, смогут далеко не все желающие.

Так что проблема вовсе не в том, плохая это идея или хорошая — переводить наше образование на одни рельсы с западным. А в том, что пока мало представляет, как будет выглядеть проект в реальной жизни.

Впрочем, время, чтобы как следует разобраться в этом, еще есть. Ведь нововведение, пока не узаконенное до конца, только предстоит обсуждать Государственной Думе.

КОММЕНТАРИЙ ВУЗА

Работодатели довольны!

Профессор, научный руководитель факультета психологии Государственного университета Высшая школы экономики Владимир ШАДРИКОВ:

— В нашем вузе двухуровневая система образования успешно существует уже несколько лет. Во-первых, она позволяет внедрять более гибкие учебные курсы. Например, на факультете психологии на одну бакалаврскую программу приходится три узкоспециализированных магистрских.

А во-вторых, можно будет гораздо раньше включать молодого человека в трудовую деятельность. Мы уверены, что за 4 года вполне реально подготовить достойного профессионала. По крайней мере компании, куда устраивались наши выпускники с дипломами бакалавров, на уровень их подготовки не жаловались. Это подтверждает и международный опыт. В экономике США почти 80 процентов всех специалистов имеют диплом бакалавра.

Единственное, на мой взгляд, на что стоит обратить внимание: нельзя, чтобы все учебные заведения, имеющие лицензии на подготовку бакалавров, могли обучать студентов и по магистрским программам. В той же самой Америке этим занимается только четвертая часть всех университетов.

Светлана ДАНИЛОВА