Вторыми по значимости после клана Токугава были кланы, возглавляемые даймё. Титул даймё переводят как «большое имя» («дай» - большой; «мё» или «мёдэн» - лен, где выращивали рис), но лично я бы перевела это «в лоб» как «большая земля» или, если начать фантазировать, «владелец большой земли». Даймё были печально известны своей воинственностью и склонностью к экспансии за счёт более слабых соседей и без конца грызлись между собой. Только таким безусловным лидерам как Нобунага, Хидэёси и Иэясу удалось их объединить в более-менее плодотворный союз. Основная заслуга плодотворности такого союза состояла в жёстком контроле, постоянных проверках и нейтрализации неблагонадёжных – Иэясу и его потомки крепко помнили, что император и знать лишились политической власти как раз потому, что потеряли контроль над провинциальными воителями.

Вследствие такого недостатка централизованного контроля, феодальные «бароны» смогли накинуть и затянуть свою петлю на императорской семье и всех остальных общественных классах феодальной Японии, которые стояли на их пути, таким образом быстро и эффективно избавившись от всех возможных конкурентов. В конечном итоге единственным препятствием для даймё стали они сами и их личные амбиции. Для Токугава же феодальные правители – из чьих рядов вышли они сами – были главным источником проблем, поскольку они управляли независимыми ленами, содержали собственные отряды воинов и имели достаточные средства для финансирования военных операций. В силу политической нестабильности и вооружённых восстаний даймё вполне могли нарастить мощь, превышающую пределы, заданные Эдо. Что затем могло быть использовано против существующего режима Токугава (по древнему принципу гэкокудзё - «низы побеждают верхи») – разумеется, при отсутствии должного контроля.

Режимом Токугава использовался древний принцип «разделяй и властвуй», согласно которому даймё чётко дифференцировались по размеру лена, доходу, рангу при дворе. Вполне естественно, что это создавало атмосферу недоверия и нездорового соперничества и зависти. Не добавляла теплоты в отношениях между даймё и сёгуном необходимость оставлять своих жён и детей, когда сам даймё отправлялся в своё «имение» или необходимость раз в два года присутствовать при дворе.

Историки сходятся во мнении, что общее количество даймё в период Токугава составляло около 260 человек. Статус каждого определялся в зависимости от множеств критериев, первым из которых были феодальные взаимоотношения между сёгуном и даймё. Некоторые даймё, например, принадлежали к побочной ветви дома Токугава, это были «родственные вассалы» (симпан) или «семейные даймё (камон). К ним относились три «высокопоставленные семьи» (Кии, Мито и Овари), управлявшие ближайшими к Эдо провинциями, члены которых занимали самые важные должности в центральном правительстве.

Далее следовали наследственные даймё (фудаи), которые были вассалами Токугава еще до великой и решающей битвы при Сэкигахара. Они также занимали важные позиции в бакуфу, и их лены окружали защитным кольцом центральные территории, находившиеся под прямым контролем Токугава.

В третью группу так называемых посторонних даймё (тодзама) входили лидеры некогда враждебных Иэясу кланов, которые признали его титул сёгуна после сражения при Сэкигахара. Их лены обычно находились за территориями, принадлежащими фудаи.

Подробнее http://leit.ru/modules.php?name=Pages&a … mp;pid=443