Институт Гэллапа (США) не обнаружил скинхедов в бывших советских республиках
Американский Институт Гэллапа предоставил "Газете" эксклюзивные данные о скинхедах, полученные в ходе опроса на бывшей территории СССР. По итогам исследования, в других странах аналогичных движений не зафиксировано. А в России о скинхедах узнают все больше и больше, поддерживают их 4% респондентов и каждый девятый представитель молодежи.
Скинхеды в России - явление фактически неизученное, хотя о них много говорят, пишут и выносят самые разные суждения. Большинство нераскрытых преступлений против нерусских в общественном сознании связывается с этими самыми бритоголовыми. Те, кого время от времени следствие уличает в разжигании всяческой розни, не имеют, как правило, никакого отношения к организациям и сообществам. Они оказываются просто хулиганами, бандитами, убийцами и сумасшедшими. Представители общества выражают свою обеспокоенность тем, что суды отказываются видеть в хулиганстве ксенофобскую составляющую. А мусульман, негров, кавказцев, армян и иностранцев продолжают убивать. Миф о скинхедах укрепляется.
Чудище обло, огромно, стозевно и лаяй
В прошлом году накануне визита Владимира Путина в Израиль были названы цифры, вызвавшие настоящий скандал: по данным Московского бюро по правам человека (МБПЧ), на апрель прошлого года в России существовало 50 тысяч скинхедов, однако о структуре и лидерах ничего не известно. В остальном мире московские правозащитники насчитали 70 тысяч сторонников этого движения.
МБПЧ отыскало больше всего бритоголовых в Петербурге (10-15 тысяч). При этом сотрудники бюро утверждали, что единой организации в России нет, радикалы разбиты на группы по три-десять человек.
На языке социологии и охраны правопорядка такие группы - попросту дворовые и уличные банды подростков. Начальник ГУВД Москвы генерал-полковник Пронин так и заявил: нет в стране никаких организаций скинхедов, а есть «шпана подмосковная и московская». Но на таком материале доклада не сделать.
Цифры МБПЧ не соответствовали и данным МВД, по сводкам которого на 2003 год в стране в общей сложности насчитывалось 15 тысяч скинхедов, треть из которых - в Москве и области, а 3 тысячи - в Петербурге. В апреле 2003 года МВД доложило, что в 2002 году предотвращен московский съезд представителей скинов из 30 регионов и факельное шествие в Петербурге.
Если цифры МБПЧ верны, то получается, что в стране за год бандитская среда увеличилась больше чем в три раза. А МВД этот рост проглядело и не отреагировало никак, кроме обнародования положительной статистики наказаний: в 2003 году по таким делам осуждено 8 человек, в 2004 - 11, в 2005 - 40.
Таким образом, само явление выглядит скорее как миф, нежели как реальность. А показательная борьба с мифом имеет отношение не к настоящей борьбе с ксенофобией, а к политтехнологиям и служит соответствующим рычагом - и в руках власти, и для давления на власть.
Любопытно, что согласно опросу фонда «Общественное мнение» еще два года назад каждый пятый россиянин был уверен, что скинхеды пользуются поддержкой правоохранительных органов, и столько же людей были убеждены, что это не так.
А по данным ВЦИОМ от 2002 года (тогда его возглавлял Юрий Левада), двое из пяти москвичей полагали, что милиция покровительствует бритоголовым.
Питательная среда
Миф питается тиражируемыми известиями о ксенофобских надписях, шовинистических лозунгах и оскверненных кладбищах. При этом вандалов в подавляющем большинстве не удается отыскать и идентифицировать, но записывают их, как правило, именно в скинхеды.
Достаточно распространено убеждение, что ряды бритоголовых пополняют футбольные фанаты. Памятный разгром на Манежной площади и Тверской улице в Москве, устроенный болельщиками в 2002 году после матча сборной России, только укрепил уверенных в этом.
Однако многие специалисты считают, что футбольным группировкам свойственно драться друг с другом и крушить что под руку попадется, а вовсе не целенаправленно охотиться за кавказцами или неграми.
Удивительно, что при чрезвычайно внимательном отношении СМИ к проблеме некоторые партии - «Родина» и ЛДПР - в своей агитации активно используют националистические призывы. При этом они ни разу не были привлечены за разжигание какой-либо розни. Тогда как антикавказская, антиисламская и грамотно артикулированная расистская риторика некоторых политиков куда больше соответствует идеалам, которые публицисты приписывают скинхедам.
Американский Институт Гэллапа, задавая вопрос, только начал изучение скинхедов и мифа о них.
Сотрудники института поделились с «Газетой» таким наблюдением: нигде, кроме России, коллеги-социологи не поддержали включения в опросный лист вопросов о скинхедах. Объяснение простое: в республиках бывшего СССР такого явления нет. Ясно, что их нет в Средней Азии, но они отсутствуют и в балтийских и славянских странах. Опрос Института Гэллапа проводился в апреле 2006 года. Вопросы задавались 2011 респондентам по всей территории страны.
Слухом земля полнится
Слышали о скинхедах, по данным американского Института Гэллапа, 71% россиян.
Каждый третий гражданин России, несмотря на активную кампанию в СМИ, до сих пор о скинхедах так и не узнал. Большинство среди неосведомленных - женщины. Среди них о проблеме знает лишь 68% (тогда как среди мужчин - 82%).
Чем крупнее город, тем лучше там известно это явление. В городах-миллионниках о скинхедах знают 80% населения, в поселках меньше 10 тысяч - 61,8%.
В Москве о них знают 92,5% жителей, в Петербурге - 97,5%. Жители Приволжского федерального округа (20%) и Центрального (18,6%) лидируют по осведомленности в этом вопросе.
Одобрение скинов - удел ровесников
Из тех, кто слышал о явлении, лишь 4% одобряют действия бритоголовых. По мнению вице-президента Института Гэллапа Нелли Есиповой, этому низкому показателю можно радоваться.
В то же время каждый девятый (10,9%) молодой человек в той или иной степени поддерживает скинхедов. Это тревожный показатель. Цифры дают повод задуматься: кого воспитала Россия за годы свободы от идеологии?
Что делать?
Каждый десятый опрошенный считает, что ничего поделать нельзя: скинхедов не надо ни поддерживать, ни запрещать. Но 80% убеждены, что государство должно с ними бороться - вплоть до изоляции в тюрьмах. Есть и те, кто полагают, что скинов нужно поддерживать, в том числе и финансово. Таких - 1,3%.
Из тех, кто поддерживает самые крутые меры противодействия, 60% назвали себя верующими, 32, 8% - неверующими (что примерно соответствует общей религиозной картине страны - по данным фонда "Общественное мнение").
Среди сторонников крутых мер женщин больше, чем мужчин (83,9% против 76,1%).
Чем старше люди, тем жестче они относятся к одиозным группировкам. 70% молодежи от 18 до 24 лет считают, что место скинам - в тюрьме. Среди людей старше 60 таковых уже 85%.
Динамика
В социологии считается некорректным сопоставление опросов разных институтов. Тем не менее при сравнении отечественных замеров и данных Гэллапа бросается в глаза, что за два года показатель осведомленности о явлении вырос больше, чем в два раза: в 2004 году о скинхедах знали 29% россиян, в нынешнем - уже 71%.
Поддержка скинхедов выросла с 3 до 4%, что может быть легко списано на статистическую погрешность.
А вот отрицательное отношение за этот период к ним укрепилось (от 72 до 80% опрошенных).
При этом в Воронеже, где было зарегистрировано рекордное количество нападений на иностранных студентов, в 2004 году их поддерживали 4,7% жителей, а резко отрицательно относилось к ним 83%.
Вопросы остаются
Удивительно, что отечественные социологи не задают респондентам вопросов, которые могли бы прояснить ситуацию, - являетесь ли скинхедом вы сами или ваши знакомые, сколько скинхедов вы когда-либо видели и т. п. В лучшем случае ученые пытаются выяснить, считают ли респонденты, что в их городе есть таковые, или же задают вопрос, видели ли опрашиваемые соответствующие листовки, брошюры и надписи (то есть наглядную продукцию, которая может быть создана и распространена кем угодно в самых разных политических целях). За примерами далеко ходить не надо. Накануне принятия Думой пакета по новому стандарту паспортов страна наводнилась листовками против ИНН. Их было так много, что власти обратились к религиозным организациям за помощью в разъяснении точки зрения духовенства по ИНН. При этом возле Думы протестовала весьма небольшая группа граждан.
Возможно, скинхеды становятся столь же виртуальным, но весьма удобным и красочным явлением, как и казачество. Вроде бы казаки есть. Они время от времени собираются на сходы и круги, ходят с иконами и неизвестного происхождения орденами, в одеждах, напоминающих что-то дореволюционное. При этом нынешние ряженые как будто напрочь забывают, что сталинская власть истребила и выслала пять из семи миллионов казаков. Более того, они не помнят и того, что большая часть выжившего в сталинских чистках казачества воевала в составе вермахта против сталинской армии.
Сегодняшние казаки готовы прежде всего служить устрашением кавказцам и мусульманам в городах. В то время как историческое казачество научилось мирно сосуществовать с горцами в станицах и на Кавказе еще в XIX веке.
Известный политолог Сергей Чернышов еще четыре года назад задался вопросом, станет ли движение скинхедов столь же виртуальным, как казачество.
Политические комментаторы ответов не дают. МВД медленно наращивает статистику наказаний отдельных парней из семей победнее. А психологи и писатели пророчествуют, что будущее городских окраин - за бандами хулиганов.
Всероссийский опрос фонда "Общественное мнение". Март 2004 года
42% россиян никогда не слышали слово "скинхеды";
29% респондентов знали, кто такие скинхеды;
26% что-то об этом слышали.
Скинхеды лучше были известны молодежи (среди людей в возрасте от 18 до 35 лет - 42%), людям с высшим образованием (53%), а также москвичам (64%).
Среди тех, кто знал о скинхедах, 3% относились к ним положительно, три четверти - отрицательно, а каждый шестой - безразлично.
Две трети имеющих представление о том, кто такие скинхеды, считали, что это движение надо запретить. Втрое меньше опрошенных - что запрещать не надо. Чаще других такое мнение выражали молодые (20%), а также респонденты с высокими доходами (19%).
16% опрошенных утверждали, что там, где они живут, есть скинхеды. Среди жителей крупных городов уверенных в этом насчитывалось 24%, мегаполисов (без Москвы) - 25%, среди москвичей - 39%.
Листовки и брошюры скинхедов в общественных местах встречали 9% россиян, в Москве эта доля существенно выше - 23%.
21% знающих о скинхедах были уверены, что такие группировки пользуются покровительством правоохранительных органов, 20% людей в это не верили.
Опрос ВЦИОМ среди москвичей. Июнь 2002 года
«Скинхеды - это реальная сила» - 58%;
«Скинхеды представляют серьезную угрозу общественному порядку» - 63%;
«Скинхеды не представляют серьезной угрозы общественному порядку» - 20%;
«Скинхеды защищают интересы русских людей» - 21%;
"Скинхеды не защищают интересы русских людей" - 64%;
"Скинхеды делают то, что должна была бы делать милиция" - 21%;
"Правоохранительные органы Москвы не обращают внимания на скинхедов и даже поддерживают их" - 41%.
Опрос Института общественного мнения "Квалитас" среди жителей Воронежа. Апрель 2004 года
52% жителям Воронежа знакомо слово «скинхеды». (В России, по данным ФОМ, о нем знали 29%.)
Среди молодых людей в возрасте 18-24 лет осведомленных о существовании в Воронеже скинхедов - 81,3%, среди людей в возрасте 25-29 лет такую уверенность выражали 97,2%.
Отрицательно к скинхедам относились 83,3% воронежцев (72% россиян, по данным ФОМ).
100% людей старше 60 лет относились к скинхедам отрицательно.
Одобряли действия скинхедов 4,7% воронежцев (3% в России, по данным ФОМ). Больше всего среди одобряющих молодежи (11,5%) и горожан со средним образованием - 7,4%.
Запретить движение предлагали 74,6% опрошенных (70,1% мужчин и 79,9% женщин). Среди россиян в целом, по данным ФОМ, такой точки зрения придерживались 60%.
14,9% воронежцев (22% россиян, по данным ФОМ) считали, что запрещать не надо.
Российские СМИ о скинхедах
Газета "Вести" (Киров), № 022 от 24 марта 2006 года
"Ни любви, ни тоски, ни жалости"
Руководитель пресс-службы управления Федеральной службы безопасности Светлана Бушмелева: «Для Кировской области более характерной является проблема смычки скинхедов, проповедующих идеи национал-социализма, с хулиганствующими элементами из числа «футбольных фанатов».
Их объединяет отсутствие внутренней культуры, образования, желание проявить свои способности в совершении насильственных действий по отношению к более слабым. Последствия могут привести по меньшей мере к нарушениям общественного порядка».
Культура (Москва), № 017 от 4 мая 2006 года
"No pasaran, или Добро пожаловать?"
Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст: «Сейчас в молодежной среде немало агрессивных, настроенных на самоутверждение с помощью драки лиц. Многие случаи проявления такой агрессии сегодня подгоняются под ксенофобию, фашизм. Когда начинаешь детально разбираться в каждом отдельном случае, то часто оказывается, что напавший якобы скинхед был с длинными волосами, а в скинхеды его зачислили только потому, что он ударил грузина или армянина.
В последнее время тема роста фашистских, нацистских движений среди молодежи кем-то подогревается. Очевидно, кому-то выгодно ее будировать - может быть, борьбу с фашизмом выгодно использовать в каких-то политических целях. Нужно бороться с бандитизмом как с социальным злом, а не хвататься за голову, что убит армянский юноша. Это ужасно, это плохо, преступников надо искать. Но давайте будем честными - сколько подобного происходит в отношении людей славянской внешности? Надо браться за ужасающий рост преступности в молодежной среде в целом».
Газета "Россiя" (Москва), № 020 от 25 мая 2006 года
"Скинхедов не сеют, не жнут"
Валентин Смирнов, работник прокуратуры, Пермь: «До последнего времени считалось, что проблемы неофашизма не существует, а самих скинхедов придумали журналисты и депутаты. Жизнь рассудила споры. В прошлом году прокуратура осудила 19-летнего мальчишку из Перми, обвиненного в трех убийствах и покушении на убийство.
Подсудимый даже не пытался скрыть свои фашистские убеждения и в ходе следствия гордо относил себя к скинхедам. Вирус фашизма проникает в души подростков, помогая им доказать свою состоятельность, самоутвердиться. И находятся люди, готовые подсадить пацанов на иглу нацизма. Кто они?
Известная организация, использующая нацистскую символику и частично идеологию, - это Русское национальное единство и отколовшийся от нее Славянский союз».
Газета "Смена" (Санкт-Петербург), № 095 от 26 мая 2006 года
«Не нацист, а божий одуванчик!»
Один из задержанных по «делу скинхедов», 22-летний Павел Гусев, учился на IV курсе Балтийской академии туризма и предпринимательства. Для его однокурсников известие об аресте парня стало полной неожиданностью.
Ребята сообщили, что одевался Павел «несколько странно». Носил черную кожаную куртку и синие джинсы, коротко стриг волосы. Короче, отдаленно на скинхеда походил. Впрочем, сколько коротко стриженных парней не имеют со скинхедами ничего общего? На плече у Павла сокурсники неоднократно видели какую-то татуировку, правда, ничего фашистского в ней тоже не усмотрели.
Материал подготовлен с использованием фондов интернет-библиотеки СМИ Public.Ru