* Кобо Абэ * (псевдоним; настоящее имя Кимифуса; род. в 1924 г.). В 1948 г. окончил медицинский факультет Токийского университета. Литературная
известность пришла к нему после опубликования повести "Стена" (1951),
удостоенной одной из высших литературных премий Японии - имени
Акутагавы. Романы "Женщина в песках" (1962), "Чужое лицо" (1964), пьесы
"Мужчина, превратившийся в палку" (1957), "Призрак" (1958) упрочили
место Кобо Абэ в современной японской литературе. Оригинальность стиля,
в котором реализм сочетается со свободным полетом фантазии, и глубина
философских размышлений над современной японской действительностью -
отличительные черты творчества Кобо Абэ. Многие произведения писателя
переведены на русский язык, в том числе научно-фантастическая повесть
"Четвертый ледниковый период", романы "Женщина в песках", "Чужое лицо",
пьеса "Призрак" и другие.
* Томодзи Абэ *(род. в 1903 г.). Видный писатель и литературный критик. В 1927 году окончил английское отделение Токийского университета. Начал
писать еще в студенческие годы; и в 1925 г. напечатал рассказ
"Привидение". Первое значительной произведение-роман "Зимнее убежище"
(1936), отразивший душевное смятение японской интеллигенции перед
усиливающейся милитаризацией страны. Столкновение либерально настроенной
интеллигенции с наступлением фашизма - главная тема романа "Вьюга"
(1938). После войны Томодзи Абэ принимает активное участие в движении за
создание демократической литературы в Японии. Советскому читателю
известен переведенный на русский язык роман "Белый обелиск" (1959),
остро ставящий проблему об ответственности интеллигенции перед
подрастающим поколением в условиях возрождения японского милитаризма.
Томодзи Абэ -представитель так называемого "интеллектуального романа".
* Дзюнноскэ Ёсиюки * (род. в 1924 г.) принадлежит к послевоенному поколению японских писателей. Учился на английском отделении Токийского
университета. В 1954 г. за рассказ "Ливень" был удостоен премии имени
Акутагавы. Основная тема большинства произведений Дзюнноскэ Ёсиюки -
внутренний мир "падшей" женщины. Таковы повести "Праздник во тьме"
(1961), "Растение на песках" (1964) и др. Рассказ "Неожиданное
происшествие" отмечен литературной премией издательства "Синтёся".
* Тацудзо Исикава *(род. в 1905 г.) Литературную деятельность начал еще до войны. В 1935-1938 гг. выступил с трилогией "Обездоленные", "Южное
море", "Безмолвный народ", повествующей о судьбах японских переселенцев
в Бразилии. Обращение к большим социальным проблемам, многогранный охват
действительности, реалистический стиль - основные черты творчества
Тацудзо Исикавы. Был военным корреспондентом во время национально-
освободительной войны китайского народа против японского империализма
(1937-1945 гг.). В романе "Живые солдаты" (1938) показал зверства
японской военщины в Китае, за что был ^ привлечен к суду. Наиболее
известны романы, написанные после войны: "Не без надежды" (1947) -о
нравственном разложении в послевоенной Японии; "Тростник под ветром"
(1951) - о судьбах японской интеллигенции в годы разгула милитаризма и в
послевоенный период; "Стена человеческая" (1959) -большой социальный
роман о воспитании чувств послевоенного поколения. На русский язык
переведены романы "Тростник под ветром", "Стена человеческая".
* Ясунари Кавабата * (1899-1972 гг.) -один из крупнейших современных писателей Японии. Окончил отделение японской филологии Токийского
университета. В начале 20-х годов примыкал к модернистской группе
неосенсуалистов, но стоял среди них особняком. Творчество Ясунари
Кавабаты неразрывно связано с традициями многовековой японской культуры,
b нем отражено неповторимое своеобразие национального видения мира.
Первое значительное произведение - "Танцовщица из Идзу" (1925) -
лирический рассказ о юношеских переживаниях. Повесть "Снежная страна"
(1937), в поэтических тонах рисующая мир людей и природы, признана в
японской критике шедевром современной лирической прозы. Послевоенное
творчество Ясунари Кавабаты по-прежнему связано с национальными
культурными традициями. Наиболее известные произведения: " Тысячекрылый
журавль" (1952). "Голос гор" (1954), "Старая столица" (1961) -
отличаются внутренним лиризмом, искони присущим японской классике. В
4968 г. Ясунари Кавабата становится лауреатом Нобелевской премии. Премия
присуждена ему "за писательское мастерство, которое с большой силой
выражает суть японского образа мышления". Произведения Ясунари Кавабаты
переведены на многие языки мира. На русском языке опубликованы довести
"Снежная страна", "Тысячекрылый журавль" и рассказы (см. однотомник в
серии "Мастера современной прозы", М., изд. "Прогресс", 1971).
* Такэси Кайко *(род. в 1930 г.) - писатель послевоенного поколения. В 1953 г. окончил юридический факультет Осакского университета. В
литературу он пришел с рассказами "Гиганты и игрушки" (1957) и "Голый
король" (1957); последний удостоен премии имени Акутагавы. Тема
отчуждения современного человека в собственническом мире занимает
главное место в творчестве Такэси Кайко. Таковы романы "Японская трех
грошовая опера" (1959) и "Потомки Робинзона" (1960), "Горькое похмелье"
- Такэси Кайко постоянно волнуют социальные проблемы Японии" а также
международные события наших дней. Он был одним из первых японских
писателей, отправившихся во Вьетнам, чтобы информировать народ Японии о
подлинном смысле грязной войны в Индокитае. В 1965 .г., когда буржуазный
критик Цунэарп Фукуда опубликовал статью "Нельзя изолировать Америку",
направленную в защиту американской агрессии во Вьетнаме, Такэси Кайко
выступил с горячим протестом против преступной войны. Рассказ "Награда
солдату" написан на основе собственных наблюдений в Южном Вьетнаме. На
русский язык переведены роман "Японская трехгрошовая опера", рассказы
"Голый король", "Гиганты и игрушки" и др.
* Морио Кита *(род. в 1927 г.) -видный писатель послевоенного поколения. Получил высшее медицинское образование. ~В 1960 г. напечатал рассказ "В
ночной мгле", действие которого развертывается в одной из
психиатрических больниц в Германии во время второй мировой войны. За это
антивоенное произведение Морио Кита удостоен премии имени Акутагавы.
Известен как автор эпического романа "Семья Нирэ" (1964). Многотомная
семейная хроника развертывается на фоне богатой историческими событиями
действительности Японии со времен незавершенной буржуазной революции
Мэйдзи (1868). На русский язык переведен рассказ "Головастик",
направленный против японской военщины.
* Сэй Кубота * (род. в 1921 г.) - представитель демократического
направления современной японской Литературы. Прошел тяжелую жизненную
школу: был моряком, профсоюзным деятелем. Печататься начал в первой
половине 50-х годов. Автор романов о рабочем классе Японии - "На острове
Доракку" (1958), "Море и подъемный кран" (1961) и другие. Сэй Кубота-
один из руководящих деятелей Союза демократической литературы Японии,
образованного в 1965 г.
* Санэацу Мусянокодзи * (род. в 1885 г.) -представитель старшего поколения японских писателей. Известен как прозаик, драматург и поэт.
Родился в дворянской семье. Учился на факультете социологии Токийского
университета. На формирование мировоззрения Санэацу Мусянокодзи глубокое
воздействие оказывал Л. Н. Толстой. Гуманизм русского писателя, его
jphrhj` господствующего класса, к которому он принадлежал по рождению,
находили живой отклик у Мусянокодзи. Был одним из основателей группы
"Сиракаба" ("Белая береза") - гуманистического направления японской
литературы 20-х годов. Протест против войны, защита человечности -
главные темы его творчества: пьеса "Да здравствует Человек" (1922),
роман "Учитель истины" (1950). Санэацу Мусянокодзи - член Японской
академии искусств.
* Тацуо Нагаи *(род. в 1904 г.) - писатель старшего поколения, "Рассказ печатника", опубликованный в 1920 г., получил одобрение у известного
писателя Хироси Кикути. После войны написал несколько романов, в том
числе "Снова дует ветер" (1951), "Четырехугольное яйцо" (1954) и другие,
но талант писателя в основном проявился в жанре новеллы. С доброй, а
порой горькой улыбкой изображает писатель различные стороны жизни
горожан. Рассказ "Утренний туман" (1949) - о старом учителе, о его
одиночестве в послевоенной Японии - удостоен премии Ёкомицу. Японская
критика, сравнивая новеллы Тацуо Нагаи с традиционной формой
национальной поэзии, называет их "хокку в прозе".
* Синъитиро Накамура * (род. в 1918 г.) - прозаик, поэт, критик и
исследователь французской литературы. В 1941 г. окончил французское
отделение Токийского университета. Начал печататься в 40-х годах. С
опубликованием романа "Под тенью смерти" в 1947 г. Синъитиро Накамура
занял видное место среди писателей послевоенного поколения. Используя
прием "потока сознания", Накамура показал в этом романе становление
личности замкнутого в себе юноши. Влиянием Пруста и Фрейда отмечены его
"экспериментальные романы" - "Бог любви и бог смерти" (1950), "Конец
длинного путешествия" (1952), "Женщины" (1970) и др, Творчество
Синъитиро Накамуры хотя и находится под влиянием модернизма, однако не
замыкается в узкой сфере психоанализа, а нередко поднимает актуальные
проблемы современности.
* Минако Оба * (род. в 1930 г.) - современная японская писательница. С
1959 г. живет на Аляске, где работает ее муж. Начала печататься в 60-х
годах. Североамериканская тема занимает важное место в ее творчестве.
Рассказ "Три краба" вызвал большой отклик японской критики. Писательница
стала лауреатом премии имени Акутагавы за 1968 г.
* Сёхэй Оока *(род. в 1909 г.). Окончил в 1932 г. французское отделение Киотоского университета. Его перу принадлежит ряд исследований о
творчестве Стендаля. В 1944 г. был мобилизован в действующую армию на
Филиппинах. Был в плену. На основе собственного жизненного опыта в годы
войны Оока написал свое первое художественное произведение "Записки
пленного" (1948), принесшее ему литературную известность. В романс
"Полевые огни" (1951) показано внутреннее раздвоение японского солдата,
оказавшегося в конце войны перед лицом голодной смерти. Увлечение Ооки
творчеством Стендаля оставило глубокий след в его произведениях, для
которых характерны четкость композиции и глубина психологического
анализа.
* Тацухиро Осиро *(род. в 1925 г.) -уроженец острова Окинава. В 1967 г. за рассказ "Приглашение на коктейль" получил премию имени Акутагавы.
Впервые за тридцативосьмилетнее существование этой высшей литературной
награды Японии ее лауреатом стал окинавец. "Я намерен и впредь писать
только об Окинаве, - говорил Осиро. - Ничто не волнует меня так, как
утрата родины и страдания моих соотечественников".
* Кэндзабуро Оэ *(род. в 1935 г.) -представитель послевоенного поколения onmqjhu писателей. В 1959 г. окончил французское отделение Токийского
университета. В 1958 г. за рассказ "Вскормление" получил премию имени
Акутагавы. Многочисленные произведения Кэндзабуро Оэ, обратившие на себя
внимание критики, поднимают проблему отчуждения современной японской
молодежи. В романах "Наше время" (1959), "Семнадцатилетние" (1961),
"Опоздавшая молодежь" (1;962) писатель стремится дать портрет молодого
поколения послевоенной Японии. Большое место в творчестве Кэндзабуро Оэ
занимает тема Хиросимы. Роман "Индивидуальный опыт" (1964) и
"Хиросимские записки" (1966), получившие положительный отклик японской
критики, явились выражением гуманистического протеста против угрозы
новой ядерной катастрофы.
* Айко Сато * (род. в 1923 г.) пришла в большую литературу во второй половине 60-х годов. В 1969 г. за рассказ "Банкротство" (японское
название - "Битва окончена и солнце зашло...") до того времени мало кому
известная Сато удостоена одной из первых литературных премий года -
премии Наоки. Рассказ автобиографичен: муж писательницы возглавлял
небольшую акционерную компанию, которая впоследствии обанкротилась... В
творчестве Айко Сато ощутимо проступают элементы "ракуго" - жанра
комического рассказа, распространенного в японской литературе XVII-XVIII
вв. В последние годы писательница обращается и к крупному жанру - в 1970
г. вышел в свет роман "Капитанша Кано".
* Мицуко Такахаси * (род. в 1928 г.). В 1965 г. за рассказ "Сезон бабочек" Мицуко Такахаси была удостоена литературной премии журнала
"Бунгаккай" ("Литературный мир"), присуждаемой новым, начинающим
писателям. В этом рассказе-аллегории слышится протест японских женщин,
стремящихся освободиться из семейной кабалы, сковывающей человеческую
личность.
* Коитиро Уно * (род. в 1934 г.) принадлежит к наиболее молодому поколению японских писателей. В 1959 г. окончил литературный факультет
Токийского университета. Литературная известность пришла к нему в начале
60-х годов, когда за рассказ "Бог Китов" (1961) он был удостоен премии
имени Акутагавы.
* Ситиро Фукадзава *(род. в 1914 г.). Начал печататься с середины 50-х годов. За рассказ "Жертвоприношение богу Нараяма" (1956), в котором
автор с большим мастерством воспроизводит суровые обычаи одного из
северных японских островов: старики, не желая быть лишними ртами в
семье, кончают с собой, - удостоен премии журнала "Тюо корон". В 1960 г.
вышла нашумевшая новелла "Необыкновенный сон" - аллегорический рассказ о
казни японского императора восставшим народом в Токио. Ультраправые
угрожали писателю расправой, и он вынужден был скрываться. Творчеству
Ситиро Фукадзавы характерен интерес к жизни простых людей, к их думам и
чаяниям.
* Сюсаку Эндо * (род. в 1923 г.). Окончил французское отделение университета Кэйо в 1949 г., учился и во Франции. Французские
впечатления присутствуют во многих произведениях писателя. В 1955 г. его
рассказ "Белый человек", повествующий об истерзанной Франции под гнетом
фашистской оккупации, удостоен премии имени Акутагавы. Сюсаку Эндо уже
знаком советскому читателю своими повестями "Море и яд", "Супружеская
жизнь", "Женщина, которую я бросил". В этих произведениях писатель
выступает против войны, показывает уродливые стороны буржуазной
действительности. Сюсаку Эндо - участник Ташкентской конференции
писателей стран Азии и Африки в 1958 г.